отправить сообщение | поиск по сайту

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2010 год

Скачать полный текст доклада (pdf-файл, 3.9 MБ)

Предисловие

Почти все государства присоединились к международным конвенциям о контроле над наркотиками, и Международный комитет по контролю над наркотиками следит за выполнением правительствами их положений, стремясь обеспечить достаточное предложение наркотических средств и психотропных веществ, используемых в научных и медицинских целях. Благодаря осуществлению конвенций на международном уровне фактически прекратилась утечка контролируемых веществ. Кроме того, правительства стали прилагать более активные усилия для предупреждения утечки химических веществ – прекурсоров, используемых при незаконном изготовлении наркотиков. Международным усилиям, направленным на решение проблем, связанных с контролируемыми психоактивными средствами, к сожалению, мешает коррупция. В этой связи первая глава настоящего доклада посвящена проблеме наркотиков и коррупции.

Состоятельным и могущественным организованным преступным группам, систематически применяющим насилие и подкуп, запугивание и шантаж в отношении публичных должностных лиц, удается ослаблять правоохранительные и судебные системы. Для устрашения разоблачителей и отмщения им часто применяется насилие. Свидетели, представляющие доказательства существования наркокоррупции, часто рискуют собственной жизнью и жизнью членов своих семей. Если не разорвать порочную связь коррупции и незаконного оборота наркотиков, добиться полного успеха в деле международного контроля над наркотиками не удастся.

Особенно уязвимыми для наркокоррупции являются развивающиеся страны и общества, находящиеся на постконфликтном этапе. Коррупция создает благоприятные условия для незаконной торговли наркотиками и, если оставить ее без внимания, может дестабилизировать экономику, политическую систему и гражданское общество и в конечном итоге стать угрозой миру и безопасности. В тех случаях, когда ситуация выходит из-под контроля, организованные преступные группы используют свое значительное политическое влияние для установления господства над большими группами населения или географическими районами.

Правоохранительные и таможенные органы во всем мире весьма уязвимы перед наркокоррупцией. Подразделениям по контролю над наркотиками угрожает опасность проникновения со стороны преступных групп, которые, как правило, располагают огромными ресурсами и новейшими технологиями. Влиянию коррупции, связанной с наркотиками, подвержены и контрольные органы, поскольку наркоторговцам приходится заниматься отмыванием денежных средств для сокрытия своих огромных доходов. Военные подразделения, привлекаемые к уничтожению посевов запрещенных культур и осуществлению пограничного контроля, также могут быть подвержены влиянию наркокоррупции. Кроме того, наркокоррупция и запугивание могут мешать деятельности судебной системы.

Несмотря на могущество организованных преступных групп, подавляющему большинству сотрудников правоохранительных и судебных органов во всем мире удается сопротивляться коррупции и запугиванию. К сожалению, некоторые сотрудники правоохранительных и судебных органов гибнут в борьбе с наркокоррупцией.

Еще одной задачей является обеспечение доступности лекарств, в которых содержатся вещества, находящиеся под международным контролем. Во многих странах такие контролируемые вещества, используемые для снятия острой боли, недоступны или малодоступны. Учитывая серьезность этой проблемы, Комитет решил выпустить в качестве дополнения к настоящему докладу доклад по вопросу о доступности находящихся под международным контролем психоактивных средств.

В мире значительно возросло потребление опиоидных анальгетиков в качестве болеутоляющих средств. Так, в период 1989-2009 годов мировой объем потребления морфина увеличился почти в семь раз. Однако в некоторых регионах потребление морфина выросло намного больше и, кроме того, существуют различия между странами в каждом регионе. Наиболее высокие уровни потребления опиоидных анальгетиков зарегистрированы в странах Северной Америки и Европы. Правительства должны выявить проблемы, мешающие обеспечению доступности контролируемых веществ, используемых в медицинских целях и, при необходимости, принять соответствующие меры для исправления ситуации. Кроме того, правительствам необходимо создать системы мониторинга и контроля для обеспечения того, чтобы наркотические средства и психотропные вещества использовались лишь в законных медицинских целях.

По-прежнему вызывает обеспокоенность использование различных веществ, включая фармацевтические препараты, для облегчения совершения преступлений. В средствах массовой информации большое внимание уделяется так называемым "наркотикам для совершения изнасилования на свидании", к которым относится, например, флунитразепам, используемым для облегчения насильственных действий сексуального характера. Серьезную обеспокоенность вызывает распространение так называемых "наркотиков-аналогов" – веществ, специально создаваемых для того, чтобы обойти существующие меры контроля над наркотиками. "Наркотики-аналоги" изготавливают путем незначительного изменения молекулярной структуры контролируемых веществ, в результате чего появляются новые вещества, фармакологическое действие которых аналогично действию контролируемых веществ. Инструкции по изготовлению наркотиков – аналогов зачастую легко найти в Интернете. Все больше стран и регионов сообщают о потреблении одного из таких широко разрекламированных наркотиков-аналогов – мефедрона, на который многие страны распространили действие национального режима контроля. По мере повышения доступности синтетических агонистов каннабиноидных рецепторов, продаваемых под различными торговыми наименованиями, например как "Спайс", вызывает все большую обеспокоенность опасность таких продуктов для здоровья. В ряде стран некоторые синтетические агонисты каннабиноидных рецепторов были добавлены в список веществ, контролируемых согласно внутреннему законодательству. Правительства и соответствующие международные организации должны разработать всеобъемлющие меры для решения проблемы наркотиков-аналогов. Существует также необходимость в принятии аналогичных мер в отношении химических веществ-прекурсоров, поскольку правительства все чаще сталкиваются с веществами, не подпадающими под международный контроль, и заменителями контролируемых прекурсоров, в том числе с веществами, которые специально разработаны, чтобы обходить существующие механизмы контроля, и которые с помощью общедоступных средств могут быть вновь преобразованы в контролируемые прекурсоры.

В Африке здоровье населения подвергается значительной опасности, в частности, из-за отсутствия правового режима контроля и доступности контролируемых веществ на нерегулируемом рынке. В Южной Америке в 2009 году сократилась общая площадь незаконных плантаций кокаинового куста, но при этом возросло потребление кокаина в странах Южного конуса. В Афганистане по-прежнему широко распространено незаконное культивирование опийного мака, а усилиям, направленным на сокращение масштабов такого культивирования, мешают коррупция, отсутствие безопасности и ограниченность возможностей правоохранительных органов. В Юго-Восточной Азии отмечается рост незаконного культивирования опийного мака в районе так называемого "Золотого треугольника", на долю которого приходится 5 процентов мирового объема культивирования опийного мака. В Восточной и Юго – Восточной Азии одной из главных проблем остается расширяющийся незаконный оборот стимуляторов амфетаминового ряда. Южная Азия в настоящее время выступает в качестве одного из главных источников химических веществ-прекурсоров, которые требуются для незаконного изготовления метамфетамина.

В настоящем докладе освещаются многие проблемы в области контроля над наркотиками. В нем представлена реальная картина современного положения в области контроля над наркотиками во всем мире. В целом все обстоит не так плохо. Правительствами накоплен определенный опыт в деле профилактики и лечения наркомании. Широкое признание получила необходимость решения связанных с наркотиками проблем на основе сбалансированного применения мер по сокращению как предложения, так и спроса. Существуют региональные и международные механизмы содействия развитию сотрудничества в области контроля над наркотиками. Неправительственные организации играют все более важную роль в привлечении внимания к необходимости обеспечения равноправного доступа к болеутоляющим лекарственным средствам. Международные и неправительственные организации постоянно указывают на необходимость уважения прав человека при принятии мер по сокращению предложения и спроса. Организованные преступные группы очень динамичны и постоянно изыскивают пути наименьшего сопротивления. Лишь объединив все усилия и поддерживая сотрудничество, международное сообщество может добиться реального прогресса в деятельности по предотвращению наркопроблем и дальнейшему обеспечению доступности контролируемых психоактивных средств для использования в медицинских и научных целях.

Хамид Годсе
Председатель Международного комитета
по контролю над наркотиками

 Разделы

Об Институте
Лечение и реабилитация
Защищенные диссертации
Образование
Наука
Научные журналы
Официальные документы Противодействие коррупции

 Контакты

Институт

Адрес:
119002, Москва,
Малый Могильцевский пер., 3

Телефон:
Руководство: 8-499-241-06-03
тел/факс 8-499-241-99-61
Горячая линия по вопросам лечения:
8 (985) 100-4-333 круглосуточно
8 (800) 301-23-27 круглосуточно

Схема проезда:
см. здесь

Фотогалерея:
см. здесь

Клиника

Адрес:
109559, Москва,
Ставропольская ул.,
д.27, стр.7

Режим работы:
приём больных
с 9.00 до 21.00 ежедневно,
кроме субботы и воскресенья

Телефоны:
8-985-100-4-333
дежурный врач круглосуточно

8-495-358-41-38
приемное отделение

8-495-358-41-29
заместитель главного врача

8-495-358-07-98
секретарь

Схема проезда:
см. здесь

Фотогалерея:
см. здесь

E-mail

Яндекс цитирования   Рейтинг@Mail.ru   Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Федеральное государственное бюджетное учреждение Национальный научный центр наркологии
Министерства здравоохранения РФ © 2016