отправить сообщение | поиск по сайту

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2012 год

Полный текст доклада МККН, 2012 год (pdf-файл, 3.4 МБ)

Полный текст приложения к докладу "Прекурсоры и химические вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ" (pdf-файл, 4.8 МБ)

Совместная ответственность – залог эффективного контроля над наркотиками

МККН призывает возобновить дух совместной ответственности в деле предотвращения страданий, обусловленных недостаточным наличием лекарственных средств, наркоманией, незаконным оборотом наркотиков и незаконным производством наркотиков

Совместная ответственность является неотъемлемым составляющим элементом международных усилий в области контроля над наркотиками и ключевой темой годового доклада Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) за 2012 год. Председатель МККН г-н Раймонд Янс подчеркивает: "Совместная ответственность представляет собой важнейший составляющий элемент глобальных усилий по предотвращению и сведению к минимуму страданий и потенциальных потерь, обусловленных злоупотреблением наркотиков, и по уменьшению пагубных последствий, таких, как преступность, насилие и коррупция, сопряженных с незаконными рынками наркотиков".

Международное сотрудничество в деле контроля над наркотиками, как отметил Председатель МККН, базируется на принципе совместной ответственности, "которая представляет собой взаимную приверженность стран общим целям и готовность осуществлять политику взаимодополняющих мер и действовать сообща в рамках конвенций о международном контроле над наркотиками". Совместная ответственность за контроль над международной торговлей контролируемыми лекарственными средствами является залогом "обеспечения доступа населения к лекарственным средствам, снимающим боль и предназначенным для лечения заболеваний, включая психические и другие расстройства, и предотвращения незаконного распределения этих лекарственных средств и злоупотребления ими".

В докладе прослеживается история формирования концепции совместной ответственности и ее преобразования в один из принципов международного права в контексте контроля над наркотиками, начиная с 1912 года, когда в Гааге была принята Международная конвенция по опиуму, до принятия трех международных договоров, которые сегодня образуют систему международного контроля над наркотиками.

В докладе МККН правительствам и международному сообществу предложен ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности по контролю над наркотиками на основе совместной ответственности. В этих рекомендациях должным образом учитывается необходимость обеспечения тонкого равновесия между мерами по сокращению предложения и спроса и подчеркивается важность мероприятий по профилактике, лечению и реабилитации в деле сокращения незаконного спроса на наркотики. Председатель МККН подчеркнул: "Совместная ответственность за контроль над наркотиками может быть эффективной только в том случае, когда государства в полной мере выполняют свои обязательства на национальном уровне". Залогом эффективного национального контроля над наркотиками является устойчивый потенциал национальных регулирующих органов в области контроля за законными лекарственными средствами/наркотиками. В этой связи Комитет настоятельно призывает правительства выделить необходимые ресурсы на поддержку потенциала своих органов и настоятельно призывает международное сообщество и доноров по необходимости оказывать техническую помощь и поддержку в деле создания потенциала национальных компетентных органов для обеспечения надлежащего наличия и рационального использования лекарственных средств и предотвращения при этом их утечки и злоупотребления ими.

Чрезвычайно широкое распространение новых психоактивных веществ и злоупотребление ими создает серьезную опасность для здоровья населения – МККН призывает правительства к решительным действиям

Все более серьезной угрозой для здоровья населения становятся новые психоактивные вещества, о чем свидетельствует увеличение числа случаев обращения за неотложной медицинской помощью и помощью токсикологических центров. Вещества, зачастую называемые "дизайнерскими наркотиками", "легальной дурью" или "травяной дурью", не подпадают под международные меры контроля, но обладают психоактивным действием, схожим с действием контролируемых наркотиков. К ним могут также относиться и вещества, которые необязательно являются "новыми", но злоупотребление которыми все более расширяется.

В докладе МККН за 2012 год эта проблема рассматривается в качестве особой темы, а также определяется масштаб создаваемой ею угрозы для здоровья населения и деятельности по контролю над наркотиками. В последние годы произошло резкое увеличение масштабов злоупотребления новыми психоактивными веществами. Например, в Европе количество уведомлений о случаях злоупотребления новыми психоактивными веществами возросло в среднем с пяти в год в период с 2000 по 2005 год до показателя, в десять раз превышающего упомянутый, в 2011 году, а это означает, что уведомление о новом веществе направляется практически каждую неделю. По оценкам, общее количество таких веществ на рынке составляет несколько тысяч, что предоставляет собой серьезную угрозу для систем общественного здравоохранения в деле предотвращения злоупотребления этими веществами и борьбы с ним.

В целях противодействия этой стремительно возрастающей угрозе правительства все более активно принимают различные меры, с тем чтобы ограничить доступность этих веществ, в том числе путем создания систем раннего предупреждения, ужесточения мер контроля для розничных продавцов, применения законодательства о продовольственной безопасности и безопасности лекарственных средств в целях исключения их из оборота, а также путем введения чрезвычайных и временных мер контроля. Важнейшее значение имеет обмен между правительствами, а также различными учреждениями на национальном уровне информацией о новых психоактивных веществах, принимая во внимание глобализацию торговли и легкость поставки таких веществ на рынок и их реализации через Интернет. Основными средствами обеспечения осведомленности населения о возможных рисках, сопряженных с новыми психоактивными веществами, и сдерживания злоупотребления ими по-прежнему являются базовая профилактика и обучение.

В своем годовом докладе МККН призывает правительства создать механизмы мониторинга появляющихся на незаконных рынках новых психоактивных веществ, в том числе с помощью систем раннего предупреждения, и настоятельно призывает государства направить согласованные усилия на предотвращение изготовления и незаконного оборота этих веществ, а также злоупотребления ими.

Злоупотребление лекарственными средствами, отпускаемыми по рецепту: серьезная угроза для здоровья населения и социальная угроза во многих странах; необходимы решительные усилия для того, чтобы гарантировать наличие и рациональное использование контролируемых лекарственных средств

Из годового доклада МККН за 2012 год следует, что необходимы более решительные действия по обеспечению достаточного наличия и рационального использования наркотических средств и психотропных веществ, применяемых для снятия боли и лечения таких заболеваний, как эпилепсия или синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также психических и других расстройств. Главная цель международной системы контроля над наркотиками заключается в обеспечении наличия наркотических средств для обезболивания и лечения заболеваний, а также научных целей, и в

предотвращении при этом их утечки в каналы незаконного оборота и в руки злоупотребляющих ими лиц. В годовом докладе МККН за 2012 год изложена новая информация о принятых мерах по обеспечению доступа к контролируемым лекарственным средствам.

Особую обеспокоенность вызывает неуклонный рост числа стран, в которых уже отмечаются высокие уровни потребления лекарственных препаратов, содержащих метилфенидат и другие вещества, используемые для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), и злоупотребления этими препаратами.

В докладе приводится ряд рекомендаций, нацеленных на решение этой проблемы и предусматривающих, в частности, обучение медицинских работников, более строгие меры контроля за хранением и распределением и повышение осведомленности общественности об опасности для здоровья, связанной со злоупотреблением этими веществами.

Во всех регионах мира продолжает распространяться злоупотребление отпускаемыми по рецепту лекарственными средствами, и в частности существенный рост масштабов злоупотребления в последние годы отмечается в Северной Америке, Южной и Юго-Восточной Азии, а также в ряде стран Европы и Южной Америки, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья и социальную проблему. Случаи злоупотребления отпускаемыми по рецепту препаратами путем инъекций – а это повышает риск заражения ВИЧ, вирусами гепатита В и гепатита С – отмечаются во многих странах, особенно в Южной Азии. В ряде стран Южной Америки более шести процентов учащихся средних школ злоупотребляли транквилизаторами, и при этом проблема злоупотребления транквилизаторами и седативными средствами также отмечается и в других регионах и странах.

В Северной Америке одной из главных угроз здоровью общества становится злоупотребление лекарственными препаратами, содержащими наркотические вещества, что, по мнению Комитета, может быть отчасти обусловлено широкой доступностью таких лекарственных препаратов вследствие противоречащей профессиональной этике практики, в том числе ненадлежащей практики назначения. В годовом докладе МККН изложен ряд мер, которые могут принять правительства для решения этой проблемы, и при этом Комитет призывает правительства разработать эффективные превентивные стратегии, в том числе путем содействия обеспечению рационального применения лекарственных средств.

В некоторых странах еще одна серьезная проблема связана с программами использования каннабиса в медицинских целях, допускаемыми международным правом при соблюдении особых условий, изложенных в Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года. В отсутствие надлежащего регулирования такие программы могут способствовать увеличению масштабов злоупотребления каннабисом, т.е. его использованию в других целях, помимо медицинских и научных. МККН подробно рассматривает этот вопрос в своем докладе.

Международное сообщество должно принимать упреждающие активные меры по противодействию утечке и незаконному обороту химических веществ – прекурсоров

Организации, занимающиеся незаконным оборотом химических веществ, становятся все более изобретательными и гибкими в том, что касается способов получения необходимых им прекурсоров. Для того чтобы обойти действующие международные механизмы контроля над прекурсорами, лица, занимающиеся незаконным оборотом, в настоящее время будут, скорее, использовать новые или специально разработанные вещества, не включенные в списки, и/или переносить незаконное производство наркотических средств, являющихся предметами злоупотребления, в те регионы, в которых действуют более слабые нормативные меры контроля и правоохранительные органы не располагают достаточным потенциалом.

В годовом докладе МККН о прекурсорах, изданном одновременно с годовым докладом МККН за 2012 год, выявляются пробелы, существующие в действующей международно-правовой базе, касающейся контроля за прекурсорами. Из доклада следует, что в настоящее время в Европе и Северной Америке лица, занимающиеся незаконным оборотом, приобретают крупными партиями новые химические вещества, которые практически или вовсе не предназначены для законного коммерческого использования, например, альфа-фенилацетоацетонитрил (АФААН), в целях незаконного изготовления амфетаминов, способных быстро вызывать зависимость. Эта тенденция возникла вслед за аналогичным увеличением в Северной и Центральной Америке числа изъятий производных фенилуксусной кислоты, о которых Комитет упоминал в своих докладах за 2010 и 2011 годы.

МККН по-прежнему также обеспокоен утечкой больших количеств препаратов, содержащих эфедрины, которые используются для незаконного изготовления метамфетамина в Азии. Также наиболее распространенным способом получения ангидрида уксусной кислоты для изготовления героина являются утечка этого химического вещества из внутренних каналов распределения и дальнейший незаконный вывоз этого вещества через национальные границы и в Афганистан. В Южной Америке по-прежнему отмечается утечка перманганата калия из внутренних каналов, а также его незаконное изготовление для использования в целях запрещенного производства кокаина.

Эти проблемы указывают на критическую необходимость действенных внутренних механизмов контроля для обеспечения эффективности международной системы мониторинга торговли и предупреждения утечки химических веществ – прекурсоров. Страны, не имеющие систем базового контроля, возможно, не смогут выполнить свои обязательства, предусмотренные Конвенцией 1988 года, и они, как и соседние с ними страны, в большей степени рискуют стать мишенью для организованной преступности.

Разработка МККН Системы предварительного уведомления об экспорте (PEN-Online) – основы международной системы мониторинга законной торговли прекурсорами, – действующей с 2006 года, доказала эффективность гибких решений для правительств. В марте 2012 года МККН ввел в эксплуатацию новую Систему сообщений о случаях, связанных с прекурсорами (PICS). Компетентные органы разных регионов мира могут безопасно обмениваться ценной оперативно-разведывательной информацией о незаконном обороте химических веществ в режиме реального времени и более оперативно организовывать двусторонние расследования. Система PICS наряду с системой PEN-Online и такие совместные международные мероприятия, как проекты "Призма" и "Сплоченность", – это наиболее действенные инструменты, которые могут быть использованы правительствами для существенного повышения эффективности усилий в области контроля над прекурсорами.

 Разделы

Об Институте
Лечение и реабилитация
Защищенные диссертации
Образование
Наука
Научные журналы
Официальные документы Противодействие коррупции

 Контакты

Институт

Адрес:
119002, Москва,
Малый Могильцевский пер., 3

Телефон:
Руководство: 8-499-241-06-03
тел/факс 8-499-241-99-61
Горячая линия по вопросам лечения: 8 (800) 100-00-91

Схема проезда:
см. здесь

Фотогалерея:
см. здесь

Клиника

Адрес:
109559, Москва,
Ставропольская ул.,
д.27, стр.7

Режим работы:
с 09:00 до 17:00 ежедневно,
кроме субботы и воскресенья

Телефоны:
8-985-100-4-333
дежурный врач круглосуточно

8-495-358-41-38
приемное отделение

8-495-358-41-29
заместитель главного врача

8-495-358-07-98
секретарь

Схема проезда:
см. здесь

Фотогалерея:
см. здесь

E-mail

Яндекс цитирования   Рейтинг@Mail.ru   Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Федеральное государственное бюджетное учреждение Национальный научный центр наркологии
Министерства здравоохранения РФ © 2016