Профилактика наркологических расстройств и зависимости

Характеристика заболевания

Наркотические средства опьяняюще воздействуют на психику личности, вызывая приятное чувство эйфории. Они имеют ряд побочных эффектов, которые разрушительным образом отражаются на состоянии человека, провоцируя как психологическое, так и физиологическое привыкание.

Перерыв в приеме препаратов вызывает у человека болезненное состояние – наркотическую ломку. Эйфория проходит быстро, вынуждая наркомана искать новую дозу. Иллюзия удовольствия и радости испаряется в течение нескольких часов, после чего больной впадает в состояние мнимого покоя.

Страдающий от наркотической зависимости все время находится в поисках источника удовольствия. Эта вредная привычка заставляет его забыть обо всем на свете и толкает на совершение страшных поступков, лишь бы как можно быстрее раздобыть наркотик. В этом состоянии больной забывает о родных и друзьях, бросает работу и учебу, теряет интерес ко всему, что его окружает, полностью разрушая свою жизнь.

Круг общения такой личности кардинальным образом меняется. Человек начинает вести асоциальный образ жизни, нередко попадает в дурную компанию, в результате чего оказывается в тюрьме

Некоторые наркоманы заканчивают жизнь самоубийством, поэтому важно с раннего возраста воспитывать правильное отношение к такому социально опасному явлению, как наркомания

Как понять, что ребёнок употребляет наркотики?

Любые наркотики оказывают влияние на организм человека и на всю его жизнь. Постепенно начинаются изменения в поведении, в социальной жизни, ухудшается здоровье. Если вы заметили хотя бы один из признаков употребления наркотиков, которые будут перечислены ниже, то есть повод насторожиться. Если вы обнаружили два или три признака, то стоит срочно обратиться за помощью к специалистам. Промедление здесь неуместно.

Изменения в поведении

  • У подростка сильно изменился круг общения. Старые друзья заходят и звонят всё реже. С новыми товарищами он старается говорить не при взрослых.
  • Изменилась координация движений. Они стали слишком резкими или, напротив, слишком медлительными, может наблюдаться неуверенная походка.
  • Вы всё реже видите своего ребёнка. Подросток где-то пропадает, а когда возвращается домой, то надолго закрывается в ванной или в своей комнате.
  • Настроение при подростковой наркомании резко меняется, веселье может смениться внезапной немотивированной агрессией. Конечно подростковый возраст предполагает некоторую нестабильность психического состояния, но если это выходит за пределы нормы, то нужно задуматься о причинах.
  • Подросток начинает просить больше денег, может воровать деньги или ценные вещи.

Изменения в физиологии

  • Резкие перепады в аппетите: подросток может совсем ничего не кушать, а затем начать есть очень много. Всё это сопровождается различными расстройствами пищеварения от поноса до запора.
  • Возникают проблемы со сном, может полностью нарушится режим сна и бодрствования. Например, подросток что-то делает всю ночь, а затем спит весь день. Появляется бессонница, отсутствие сна в течение нескольких суток подряд.
  • У ребёнка может начаться кашель, который не снимается медикаментозным лечением, а так же появиться неприятный запах изо рта.
  • Глаза подростка могут иметь странное выражение, необычный блеск и размер зрачков.

Изменения во внешности

Среди подростков принято одеваться модно и следить за собой, но вдруг ребёнок перестаёт уделять внимание своей внешности. Вид становится неаккуратный, одежда иногда не меняется по несколько дней

В гардеробе преобладают темные цвета и модели с длинными рукавами. Они необходимы, если наркотик употребляется инъекционно, чтобы скрыть следы от уколов.
Изменяется вид кожи, она становится нездорового цвета, может появиться сыпь, ранки, синяки. Внешний вид волос при наркомании тоже ухудшается, они становятся блёклыми.
В квартире появляются предметы непонятного предназначения: фольга, обожженные ложки, шприцы.

Профилактика наркомании в учебных заведениях

Согласно терминологии ВОЗ, профилактика наркомании может относиться к одному из следующих видов: первичная, вторичная, третичная. В рамках первичной (предупредительной) стадии можно выделить 4 направления:

  • меры воспитательного характера;
  • санитарно-гигиеническую работу;
  • противодействие приёму и распространению наркотиков;
  • разработка новых законодательных актов.

В рамках вторичной профилактики выявляются лица, принимающие психоактивные вещества в рамках ранней стадии лечения. Не менее эффективна поддерживающая терапия.

Третичная профилактика относится к реабилитационной сфере, где затрагивается не только медицинская сторона, но и социально-трудовая адаптация бывшего наркозависимого.

Предрасположенность к наркомании можно выявить на основе патологических особенностей личности: постоянные депрессии, моральная неустойчивость, различные отклонения.

Благодаря профилактическим мерам активно выявляются пункты, напрямую связанные с наркотиками. Групповому употреблению наркотиков способствует высокоразвитый стадный инстинкт. Поэтому обследуемый, скорее всего, не предоставит сведений о членах своей группировки. Оптимальный вариант — обследовать окружение человека, принимающего наркотики.

Мероприятия по профилактике наркомании в СССР

Качество работ по профилактике напрямую влияет на качество жизни наркомана после освобождения от зависимости. Комплекс мероприятий должен учитывать особенности зависимых людей, осуществляться и качественно и быть направленным на конкретный результат.

Наркомания получила тотальное распространение в начале XX в. благодаря повсеместной доступности кокаина и опиатов. Прошло не так много времени, и не самая лучшая мода на вредные препараты спокойно исчезла в конце 30-х гг. в СССР без применения профилактических мер.

Всему виной пресловутый железный занавес, который изолировал СССР от прочих стран. Не меньшую лепту внесли жёсткие массовые репрессии и сниженная степень коррупции среди чиновников. В результате лиц, принимающих наркотики, в СССР в 1960-е гг. практически не встречалось. В основном, это были морфинисты, проходящие курс лечения от других заболеваний, и психически больные, получавшие препараты по медицинским рецептам, а также их знакомые и родственники.

Основой профилактики профилактических мер являлось разъяснение опасности приёма морфия, как медикамента. Наркоманов было мало, и им сочувствовали, как ущербным и неполноценным субъектам.

Уголовный кодекс СССР не содержал статей с наказанием за употребление наркотических средств. Считалось, что наркомании в стране не существует. Однако на юге страны по-прежнему выращивали мак и коноплю, как лекарственно-седативный препарат. К концу 1970-х гг. процент наркозависимых резко увеличился.

Благодаря продуманному плану по профилактике наркомании среди молодёжи можно было уменьшить число зависимых, однако проблема усиленно замалчивалась. Широко известный образ наркомана сформировался именно в 1980-х гг. Наиболее распространёнными препаратами умолодёжи были внутривенный опий, эфедрин, первитин. Демонстрация следов от инъекций считалась нормой и одно время вошла в моду. Распространение запрещённых препаратов приобрело промышленные масштабы. Купить их можно было совсем недорого.

Поскольку наркоманы обладали существенными отличиями среди массы людей, то не могли остаться незамеченными. В 1990-х гг. явление наркомании среди подростков приобрело масштабы настоящей эпидемии. В настоящее время процент уменьшился за счёт повышенной смертности, но, в целом, ситуация не стала лучше. Согласно данным, полученным от службы наркологического контроля России, 5,5% населения страдают зависимостью от наркотиков. В Украине 300 тыс. чел. официально состоят на учёте в наркодиспансере. Неофициальный показатель больше в 10 раз.

План по профилактике наркомании

Не менее важной является санитарно-просветительская работа со школьниками. Специалисты считают, что её следует проводить в течение учебного года

По мнению других, в образовательных учреждениях необходим отдельный курс, связанный с профилактикой наркомании.

Представителям службы по профилактике наркотиков следует регулярно организовывать обучающие семинары. Преподаватели должны знать простейшие приёмы, позволяющие определять опьянение, вне зависимости от вида, и формировать негатив к наркомании во всех её проявлениях у своих подопечных. Подростки должны видеть яркий пример, если они последуют соблазну и вовремя не остановятся. Причём, это касается как проблем со здоровьем, так и положением в обществе.

Самой убедительной, согласно исследованиям, оказывается информация, связанная с ранами, отравлениями, передозировкой и даже смертью

Внимание подростков следует акцентировать на том, что их физическое развитие будет безвозвратно нарушено, непременно снизится общий уровень, интеллект, а о последствиях для потенциального потомства и говорить не приходится

Важнейшей мерой профилактики является взаимодействие специальных служб МВД и комиссий, которые работают с несовершеннолетними. Представители служб должны контролировать направление на своевременное обследование подростков и стремление к новому образу жизни

Если молодые люди, употребляющие наркотики, уклоняются от лечения в наркодиспансере, не уделяют должное внимание терапии, являются лидерами групп по приёму наркотиков, в их отношении могут применяться административные меры

В рамках таких наук, как наркология, медицинская психология и социология, в данный момент наблюдается недостаток знаний для организации необходимого уровня профилактики подросткового алкоголизма и наркомании. Достоверных научных данных, связанных с механизмами формирования наркозависимости на основе биохимии, пока не выявлено. В изучении данной проблемы следует применять всесторонний подход, что позволит выработать эффективную стратегию по профилактике наркомании в учебных заведениях.

Влияние наркотиков на организм человека

Вред наркомании огромен. В первую очередь наркотики серьезно подрывают здоровье человека. Средняя продолжительность жизни наркомана 7-10 лет.

Кроме физической зависимости, возникает зависимость психоэмоциональная, разрушается личность человека, он превращается в безвольного раба, живущего одним желанием – заполучить очередную дозу.

Вред наркомании для организма человека уместно рассматривать в разрезе видов наркотиков.

  1. Конопля (марихуана, анаша). Курение конопли приводит к тяжелому поражению легких и печени, возникновению дегенеративных патологий сердца, нарушению работы мозга, человек превращается в апатичную, медленно соображающую личность.
  2. Опиатные наркотики (героин, опий, маковая соломка, морфин, кодеин, метадон). Вред наркомании при приеме опиатных наркотиков трудно описать словами. Поражается головной мозг, сердце, ухудшается дыхательная функция, разрушаются зубы и кости, нестерильные инъекции ведут к заражению крови и развитию гнойно-инфекционных осложнений. Кроме того, всегда есть вероятность заражения СПИДом, гепатитом, сифилисом. Вследствие «атаки» печени органическими растворителями происходит ее дегенерация, что обеспечивает наркоману нулевой иммунитет. Даже обычный насморк он переносит как тяжелейшую болезнь.
  3. Барбитураты (реладорм). Поражается сердечно-сосудистая система, дистрофируется печень, страдает мозг, наблюдаются психозы.
  4. Психостимуляторы (эфедрин, кокаин, амфетамин, «экстази»). Вред наркомании в случае приема психостимуляторов заключается в тяжелых аритмиях, вплоть до остановки сердца, общем истощении организма, дистрофии сердечной мышцы. У наркоманов возникают галлюцинации и затяжные депрессии, следствие которых — самоубийства.
  5. Галлюциногены (ядовитые грибы Psilotsibum, ЛСД  другие). Деструктивно влияют на мозг и, соответственно, психику человека. Страхи, психозы, галлюцинации, превращают человека в психически больного.
  6. Летучие вещества (клей «Момент», краски, ацетон, бензин). Очень токсичны, гибнут клетки всего организма.

Мероприятия по профилактике наркомании в учебных заведениях

Представители наркологической службы должны проводить в школах и ВУЗах семинары по обучению педагогов простым приемам выявления разных видов опьянения, формированию у молодежи настороженности к этой проблеме. Нужны рассказы о реальных медицинских и социальных случаях наркомании, которые привели к тяжким последствиям. Очень убедительны сообщения о смертельных исходах, тяжелых отравлениях, ранах от употребления больших доз наркотических веществ

Нужно акцентировать внимание учащихся на пагубном влиянии наркотиков на интеллект, физическое развитие, потомство

Лекции

Профилактика употребления наркотических средств в школе даст возможность уберечь ребенка от негативного влияния сверстников, которые уже страдают наркоманией. Лекции должны включать в себя подробную информацию о том, что такое наркомания, ее вреде, негативных последствиях и т.п. Педагоги должны воспитывать своих учеников так, чтоб они могли своими силами избавляться от проблем психологического рода и трудностей в жизни без употребления наркотических веществ. Соответствующие лекции и уроки помогут:

  • сформировать у молодежи ценности общечеловеческого типа;
  • привить подросткам навыки здорового времяпровождения;
  • сформировать навыки защиты психологического характера от возможного вовлечения в антисоциальное времяпровождение.

Лекции являются популярной профилактической методикой, приносящей пользу, в ходе которой учащиеся выслушивают интересные рассказы о наркотиках и их вреде. Педагоги описывают состояние, которое испытывает наркоман при очередной дозе

Ученики могут сконцентрировать на этом внимание, что повлечет за собой отрицательные последствия. В связи с этим беседу рекомендуется строить в дискуссионной форме

Дополнительно проводят открытые занятия, организовывают творческие проекты на данную тематику.

Проведение классного часа

В силах педагога – организовывать каждую неделю классные часы. На мероприятие можно пригласить сотрудников полиции, медиков. Специалисты выскажут учащимся компетентное мнение на тему наркомании. Один классный час принесет существенный эффект, при том что эта мера отнимет немного времени. При проведении классных часов используются средства наглядного характера: плакаты, макеты. Чтобы материал лучше закреплялся, эти пособия ребята должны изготавливать самостоятельно. Дополнительно демонстрируются документальные ролики о вреде наркомании.

Работа с родителями

Чтобы эффект от работы со школьниками был максимальным, педагоги проводят беседы с родителями. Многие отцы и матери рассматривают наркоманию в качестве проблемы, которая не коснется их школьника. Некоторые родители считают школу рассадником наркотической заразы – данное мнение небезосновательно. При этом не все взрослые имеют необходимые знания по этой специфической тематике, из-за чего они не проводят с ребенком беседы воспитательного характера.

Педагогам важно проводить беседы с родителями учащихся, объясняя им то, как общаться с детьми и какие ценности нужно прививать им. Направления этой деятельность следующие:

  • создание благополучной среды, где присутствует нетерпимость к вредным привычкам;
  • формирование активного семейного отношения к пропаганде наркотических средств;
  • предупредительные меры по недопущению пристрастия учащегося к этим веществам.

Педагоги и школьные психологи при работе с родителями должны рассказать им о тех особенностях психологии, которые присутствуют у молодежи, а также объяснить, как действовать во время семейных ссор. Нередко конфликты в семье становятся причиной употребления наркотических средств ребенком. Взаимодействие с родителями организовывают специалисты по воспитательной работе, классные руководители, психологи – у каждого работника собственные задачи. Руководство школы координирует и контролирует такую антинаркотическую пропаганду.

Профилактика после реабилитации

Задачей реабилитационных мероприятий является недопущение рецидива у лиц, которые успешно прошли терапию. Просто снять наркозависимость организма от наркотиков – это только полдела. Человек опять срывается. На устранение причин возникновения зависимости и работает реабилитация.

В группу профилактики после реабилитации относят:

  • Посещать мероприятия, которые направлены на помощь бывшим наркоманам;
  • В самостоятельном порядке продолжать занятия, назначенные врачом;
  • Не посещать прежних друзей-наркоманов, быть больше в обществе тех пациентов, которые победили зависимость;
  • Вести дневник, в который подробно записывать эмоциональное состояние и чувства;
  • Начать бороться с проблемами и сложностями, не перекидывая ответственность на родственников и друзей.

Наркомания как политическая и социальная проблема

Если в стране, в России, становятся в год наркоманами почти девяносто тысяч человек, из которых до 70% дети и подростки, проблему наркомании можно смело называть государственной. И как таковая, она должна решаться на государственном уровне. Это создание соответствующей законодательной базы, касающейся наказаний за распространение наркотиков, это создание единых нормативов, регулирующих деятельность наркологических клиник и реабилитационных центров, и наконец, это организация профилактики наркомании в масштабах государства.

С другой стороны, наркомания — это проблема социальная, которая свидетельствует о том, что в обществе нет настоящих ценностей, у людей отсутствуют устойчивые моральные принципы, нет гармоничных и здоровых взаимоотношений. Так же очевидно, что необходима пропаганда здорового образа. Конечно, у нас, жителей России, есть причины для социальных проблем. Мало кто прошёл за последние сто лет такую вереницу потрясений и кризисов как российский народ. И это ещё одна причина быть более внимательным к себе, друг к другу, искать, находить и изменять те травматические переживания, которые сейчас мешают нам жить счастливо и в достатке.

Наркомания как лакмусовая бумажка показывает все боли общества, но и сама является большой болью. От наркотиков погибают тысячи детей и подростков, мужчин и женщин в расцвете сил. Это не должно оставлять равнодушными остальных.

Разновидности мероприятий

Цель любой профилактики – вызвать отвращение к наркотическим веществам и сформировать мнение о том, что они вредят физическому здоровью и ведут к деградации личности.

Проблемами наркомании занимает организация ВОЗ. Выделяют такие виды профилактики наркозависимости.

  1. Первичная. Обычное, словесное предупреждение о вреде употребления нарковеществ. Проводится в школах, университетах. Рассказывают обычно о последствиях наркомании, ее влиянии на разные группы органов.
  2. Вторичная. Работа проводится только с теми, кто уже хотя бы раз каким-либо способом употреблял наркотические вещества. За такими людьми ведется тщательное наблюдение. Также данный вид профилактики актуален для лиц, которые не знали о подобной проблеме и не проходили реабилитацию. Их приглашают посетить лекции и беседы, где темой обсуждения является наркомания.
  3. Третичная. Направлена на медицинскую реабилитацию наркозависимых. Их отправляют в специализированные центры реабилитации, где проходит работа с психологом и детоксикация. Дополнительно проводится социально-трудовая терапия. Цель третичной профилактики – предотвратить повторное заболевание.

Когда больной проходит реабилитацию, он нуждается в общении со сверстниками. Ему необходима социальная адаптация. Помогут групповые или индивидуальные занятия с профессиональным психологом.

Проблема наркомании в современном обществе

В наше время проблема наркомании приобрела характер социального бедствия. Детская и подростковая наркомания это бич нашего времени, современная «мода на наркотики» с каждым годом делает зависимыми тысячи молодых людей.

Наркотические вещества становятся все более доступные в цене, а их объемы на «черных» рынках стремительно растут. Широкая распространенность так называемых «легких наркотиков» привлекает многих людей, которые недооценивают вред наркомании, кроме того, искренне верят, что могут контролировать ситуацию и прекратить употребление наркотиков в любой момент.

Усугубляет проблему наркомании неэффективное лечение зависимых людей. Оно опирается на старые советские схемы, положительных результатов от которых трудно дождаться.

Профилактика наркомании если и проводится, то характеризуется низким научным подходом, недостаточной широтой распространения, неприспособленностью к современным реалиям.

Проблема наркомании еще и в том, что на сегодня болезнь является главным источником распространения венерических заболеваний, в частности СПИДа.

Подростковая наркомания как социальная проблема

Сегодня проблема употребления наркотиков подростками стала не только медицинской, но и острой социальной проблемой. Она приобрела угрожающие масштабы. Возраст наркозависимых постоянно снижается. Сейчас уже можно говорить о детской наркомании, потому что зафиксированы случаи употребления наркотиков детьми девяти лет. Больше половины мальчиков хотя бы раз в жизни попробовали наркотик. Среди девочек этот процент меньше, наркотики пробовала каждая пятая девушка.

Конечно, в нашей стране проблема подростковой наркомании возникла позже, чем на Западе. Так в США уже давно стало нормой тестирование на наркотики всех школьников, в России пока такого обязательного тестирования нет. Но быстрыми темпами мы догоняем другие страны в этой смертельной гонке.

Через несколько лет подростки, которые сейчас являются наркозависимыми станут взрослыми людьми. Кто-то так и останется наркоманом и погибнет. Другие смогут преодолеть зависимость, но ещё долгие годы искажения психики и проблемы со здоровьем, полученные в результате этого заболевания, будут портить им жизнь. Так страдает здоровье нации, её интеллектуальный и духовный потенциал. Поэтому проблема наркозависимых подростков по сути является проблемой государства, всех его граждан.

Сегодня создаются федеральные программы, социальные инициативы и волонтёрские движения, которые призваны исправить ситуацию

В специализированных лечебных заведениях уделяется особенное внимание профилактике и лечению подростковой наркомании

Как помочь наркотизированному подростку?

Если вы заподозрили признаки наркомании, то всегда помните, что не нужно впадать в панику. Понятно, сохранять спокойствие в такой ситуации непросто, но только оно поможет вам правильно себя вести. Задача родителя — остановить катастрофу, и ему это по силам. Не устраивайте скандалов, этим вы лишь усугубите ситуацию и отвернете от себя ребенка, лучше выработайте четкий план действий.

1. Проанализируйте ситуацию. Поймите, что именно вызывает у вас тревогу (расширенные зрачки ребенка, следы от уколов на его теле и т. д.). Помните, что вывод о наркотизации можно делать при наличии проблем в комплексе, то есть тревожных сигналов должно быть несколько.

2. Добейтесь доверительных отношений, не отталкивайте ребенка от себя назидательным тоном и агрессией. Пообещайте ему, что поймете его в любом случае и примите правду, какой бы они ни была.

3. Убедите ребенка сходить к специалисту, чтобы выявить степень зависимости и определить, какие именно препараты употребляет ребенок. Скорей всего, выполнить этот пункт будет сложнее всего, поэтому не бойтесь обратиться за помощью к психологам.

4. Помогите ребенку найти новые интересы и если он нуждается в серьезном лечении, и если пробовал наркотики несколько раз и пока не прибрел зависимости. В первом случае новые интересы ускорят реабилитацию и социализацию подростка, лечившегося от наркомании; во втором — помогут отвлечься от пагубной привычки и сменить круг знакомых.

5. Определите вместе с ребенком метод лечения, если это необходимо. Будьте с ним откровенны, вместе выбирайте клинику и врача, обсуждайте различные варианты терапии, говорите с подростком, как со взрослым человеком, который болен и который должен выздороветь, а не как с ребенком, в которого вы больше не верите.

7. Не оставляйте ребенка одного, обеспечьте постоянное общение с ним, но не слежку. Показывайте, что вы ему доверяете. Не контролируйте каждый его шаг, дайте ему шанс самому исправить свои ошибки.

8. Постоянно демонстрируйте свои доверие и любовь.

Но помните, что наркотики — это проблема, которую легче предотвратить

И лучший способ профилактики — это внимание к подростку, к его жизни и к его проблемам. Будьте другом для своего ребенка и, возможно, тогда ему не захочется «сесть на иглу»

Спросите себя прямо сейчас, когда вы в последний раз проводили с ним время, когда обсуждали его проблемы, знаете ли, в кого он влюблен и с кем дружит. Если нет, то скорее исправляйте ситуацию. Вы очень нужны своему ребенку.

Светлана Садова

Подросток и наркотики

Каждый родитель боится, что подросток может начать употреблять наркотики. Понять, насколько ребенок склонен к употреблению наркотиков, а также по поведенческим признакам понять, что ребенок начал принимать наркотики, поможет наш тест.
Пройти тест

Первичная профилактика наркомании

Первичная профилактика наркомании разделяется на несколько направлений:

  • Радикальная первичная профилактика наркозависимости направлена на изменение условий жизни населения. Это пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, просветительская деятельность относительно последствий заболевания. Иначе говоря, в этом случае работа направлена на постепенное изменение всей социально-культурной атмосферы.
  • Запрещающая первичная профилактика — это комплекс мер контроля и запрета на употребление наркотиков.
  • Ранняя первичная профилактика — это выявление самых первых случаев употребления наркотиков, когда зависимость ещё не успела сформироваться, и принятие мер по предупреждению развития наркомании.

В вопросах профилактики всё старо как мир, по сути она предлагает метод кнута и пряника. Вопрос только в том, как сделать вид пряника действительно привлекательным, а кнут — эффективным. Если обобщить, то профилактические меры можно разделить на систему наказаний и запретов, которая представлена, прежде всего, правоохранительными органами и законодательством. Сюда же можно отнести меры наркологического учёта, хотя они в последнее время вызывают двоякое отношение общества. Профилактика — это правда о наркомании, о её особенностях, о плачевных результатах употребления наркотиков.

С другой стороны, это пропаганда здорового образа жизни, переориентация социальных ценностей, это меры по формированию негативного отношения к наркомании.

Мероприятия по первичной профилактике создаются в основном для детей и молодежи

Важно, чтобы профилактика наркомании затрагивала семью, где воспитывается ребёнок. Ведь многие зависимости имеют свои корни именно в семейных отношениях, ценностях и традициях данной конкретной семьи

Теоретические основания профилактики наркомании

Резкий рост уровня злоупотребления психоактивными веществами, который наблюдался в большинстве развитых стран в течение XX века, особенно во второй его половине, протекал на фоне другого общецивилизационного процесса – изменения структуры и тяжести (паттернов) заболеваний и причин смертности. В связи с этим за последние полвека взгляды на этиологию, течение, исходы и профилактику многих заболеваний, в том числе и наркомании, претерпели значительные изменения.

Традиционная биомедицинская модель болезни, включающая в себя в качестве одной из основных составляющих эпидемиологию инфекционных заболеваний, имеет важные особенности. Во-первых, причиной болезни является специфический возбудитель – материальный субстрат, поддающийся объективной идентификации. Во-вторых, под носителями инфекции подразумеваются конкретные индивиды. В-третьих, в качестве средовых факторов в первую очередь рассматриваются биологические, а не поведенческие факторы. Проще говоря, эта модель болезни строится на утверждении, что человек болеет, потому что заразился.

В основании классификации направлений профилактики острых инфекционных заболеваний лежат объективные критерии, указывающие на её целевые группы. Первичная профилактика направлена на неинфицированных лиц, с целью предотвращения их заражения. Вторичная профилактика – на инфицированных, нуждающихся в лечении. Третичная профилактика направлена на лиц прошедших лечение и нуждающихся в реабилитации

Таким образом, традиционная для инфекционной эпидемиологии модель профилактики уделяет минимальное внимание фактору поведения человека, как на этапе возникновения, так и на этапе лечения болезни.

Характер основных причин заболеваемости и смертности, который стал преобладать во второй половине XX века, привел к необходимости пересмотра и дополнения биомедицинской модели, что связано со следующими причинами. Во-первых, ряд наиболее распространенных заболеваний и причин смерти, например сердечно-сосудистая патология, возникает без участия какого-либо специфического возбудителя и развивается постепенно. Во-вторых, распространенность таких заболеваний (неинфекционных хронических) подчиняется в первую очередь поведенческим и социальным закономерностям. Т. е. группами «риска» являются не множество индивидов, связанных с очагом заражения, как в случае с инфекционными болезнями, а социальные группы, имеющие какие-то общие признаки в поведении и условиях жизни. Проще говоря, модель хронического заболевания строится на утверждении, что человек болеет, потому что соответственно себя ведет.

В отношении хронических болезней модель профилактики, основанная на биомедицинском подходе, оказывается малопригодной, поскольку эти болезни зачастую не имеют специфического возбудителя, по наличию или отсутствию которого человека можно было бы отнести к определенной целевой группе. Акцент профилактики хронических заболеваний, в отличие от инфекционных, делается не столько на самой болезни, сколько на «предболезненных» проявлениях, приводящих к ней. Поэтому сегодня ведущие международные организации, определяющие глобальную политику в отношении наркотиков (ВОЗ, NIDA, European Monitoring Centre for Drugs and Drug Addiction (англ.)русск.), используют модель, разработанную специально для профилактики психических заболеваний и, в том числе, наркомании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector