Высоцкий и наркотики

Каким должно быть «видение мира»

Высоцкий жил в своей стране. Не из вторых рук у него сведения. Говорил на концерте в Лыткарино: «У меня есть счастливая возможность рассказать о том, что меня скребет по нервам, прихватывает за горло, волнует и беспокоит…» Он был голосом народа. Он выражал идеи народа. А чьи же еще?

Незадолго до смерти, в феврале 1980 года, скажет на концерте в МФТИ, отвечая на вопрос из зала, какова роль жизненного опыта в художественном творчестве: «Прежде всего, мне кажется, должно быть свое видение мира. Все сводится к одному: личность, индивидуальность. Вот что главное. Можно создавать произведение искусства, обладая повышенной чувствительностью и восприимчивостью. Можно и не имея жизненного опыта. Можно… Но лучше иметь его. Под жизненным опытом вы, наверное, понимаете больше всего то, что жизнь нас била молотком по голове, а если говорить серьезно — страдания. Верно? Искусства без настоящего страдания нет. Необязательно, чтобы человека притесняли, стреляли в него, мучили, забирали родственников и так далее. Нет, если даже в душе, даже без этих наших проявлений испытывал вот это чувство сострадания за людей, за близких, за ситуацию и так далее, то уже очень много значит… А страдать могут даже очень молодые люди, и очень сильно».

Сам он испытал столько страданий, что хватило бы на несколько жизней. Но и, страдая, он давал надежду.

Участники группы АВВА записали пять новых песен

Фильмы

В биографии Владимира Высоцкого в равной степени переплетались театр, кино и музыка. Свою первую, эпизодическую роль в фильме «Сверстницы» Высоцкий сыграл еще во время учебы во МХАТе. Но по-настоящему кинематограф открыл Владимира Семеновича как актера в 1961 году, после съемок в киноленте «Карьера Димы Горина». Потом последовал «713-й просит посадку» и другие фильмы. Но главных ролей так и не было, Высоцкий начал злоупотреблять алкоголем. Это многое перевернуло в худшую сторону.

Серьезный успех настал только в 1967-ом с выходом фильма «Вертикаль», к которому он написал все песни. О Высоцком тут же узнала вся страна, одновременно и как об актере, и как о музыканте.

Далее Высоцкий сыграл в картинах «Короткие встречи», «Интервенция», «Служили два товарища», «Хозяин тайги», «Опасные гастроли».

Песни Высоцкого были раскритикованы в ЦК КПСС и подчиненной прессе. Высоцкий не мог этого проигнорировать и после едкий статей на тему, о чем поет Высоцкий, направил в Центральный Комитет письмо, где назвал эту критику резкой и бездоказательной.

Кумир миллионов Владимир Высоцкий стал презренным советской власти. Ему часто отказывали в ролях, а песни не выходили в эфир, поэтому на протяжении 70-х годов актер мало снимался. В Театре на Таганке его то увольняли за пьянство, то снова утверждали на главные роли. Высоцкий несколько раз чуть ли не «загремел» на тот свет из-за слабого сердца, переутомления и продолжительных запоев. Но в то же время, именно в этот период Высоцкий сыграл своего Гамлета, который запомнился миллионам. Самую сложную и притягательную роль Владимир воплотил в своей особой манере и бесконечно талантливо.

На телевидении вышла эстонская передача, посвященная Высоцкому, «Парень с Таганки». Это было первое появление артиста на телевидении не в художественном фильме. Об актере много писали и снимали. О нем вышла статья в журнале «Театр», позже Высоцкого позвали выступить на французском телеканале, где он исполнил свою биографическую «Балладу о Любви». Но по Центральному телевидению ни одно интервью или концерт Владимира Высоцкого при его жизни показаны не было. Иногда были попытки записать интервью для Центрального телевидения. Например, Высоцкий беседовал с Валерием Перевозчиковым, но впоследствии пленку с передачей смыли, не оставив ничего, кроме небольшого финального фрагмента на несколько минут.

Знаковой ролью для Владимира Высоцкого стала работа в многосерийной картине «Место встречи изменить нельзя», где актер сыграл «своего» любимого героя – Глеба Жеглова, а также выступил в роли режиссера. В этой киноленте песни Владимира Семеновича не звучат, хотя изначально он изъявлял такое желание. Тогда режиссер был против такой креативности, так как, по его мнению, харизматичный Высоцкий мог затмить образ своего героя.

Владимир Высоцкий очень хотел сняться в американском фильме «Красные». Он записал видеообращение к Уоррену Битти, который должен был стать режиссером фильма. Но запись в США так и не дошла.

Как надо относиться к своей стране

Потрясающий случай о неравнодушии Высоцкого к тому, что происходит в стране, приводит Золотухин. Высоцкий вдруг предъявил товарищу претензию: «Золотухин, у вас на Алтае по плану 16 центнеров с гектара, вы же в лучшем случае на круг собираете по 12 центнеров с гектара. А план вы выполняете?! Вы откуда хлеб берете?»

Высоцкий — искусство и для сноба из пафосного ресторана, и для работяги с КАМАЗа. Фото: фоторепродукция Анатолия Жданова / «Комсомольская Правда»

Золотухин пишет: «Я остекленел. Я оцепенел. Я долго не мог въехать в его вопрос, в его заботу. А когда въехал — озверел. Меня захлестнуло этакое внутреннее негодование, бешенство от бессилия что-нибудь ему связное ответить». А когда Золотухин опомнился, вскричал: «Да какое тебе дело до нашего хлеба?! Какое тебе дело, где мы дрожжи достаем и куда брызги полетят?! И откуда ты про это знаешь?» — «Из «Правды»…

Золотухин потрясен: «Он, оказывается, читал ту «Правду», на которой восемь страниц одних цифр и которую мы сразу относили в нужное место, а он ее читал с карандашом в руках, и у него не сходилось! Считал!!! Потому что у него болело!!! Страдало. Стыдно сказать, у меня, человека оттуда, давно не болело, а если болело, то временами и по чуть-чуть, а у него болело и на разрыв. И если верить зацитированным словам поэта Гейне, что «трещина мира проходит через сердце поэта», то «трещина» за алтайский урожай действительно проходила через сердце поэта Высоцкого».

Высоцкий искренне переживал за страну. Едет с приятелем в машине. Перед «Мерседесом» самосвал с раствором — раствор струйкой льется на дорогу. Высоцкий обогнал самосвал, остановил , показывает водителю: «У тебя народное добро пропадает». Водила отмахнулся: «Да пошел ты куда подальше. Мне до фонаря!» Высоцкий несколько дней не мог успокоиться, изливал возмущение всем и каждому: «Ну почему так?! Почему всем все равно? И что хорошего у нас может быть при таком отношении?»

От чего умер Владимир Семенович Высоцкий

Точная причина смерти Владимира Семеновича так и не была установлена. Родственники сделали все возможное, чтобы вскрытие не производилось. По одним данным, причиной смерти послужили наркотики и алкоголь, по другим – самоудушение, запись в заключении о смерти гласит:

«Причина – острая сердечно-сосудистая недостаточность».

Слухи о кончине Высоцкого неоднократно появлялись задолго до его официальной смерти. Кто-то утверждал, что Владимир Семенович застрелился, вскрыл себе вены. Некоторые заявления были совершенно абсурдными. Так, актер Валерий Золотухин рассказывал:

«За два часа до встречи с Высоцким в Риге, на съемках у Митты, мне сообщили достоверно, что он подавился рыбной костью…».

Казалось, что сплетни рождались гораздо быстрее произведений самого поэта. Одни говорили, что он сидел и за свои песни, и из-за проблем с законом. Другие обвиняли в том, что женился на иностранке и уехал за границу, предав тем самым родину, пишет smena.ru.

«Все мы в какой-то период нашей жизни страдаем от слухов… Несколько раз я уже похоронен, несколько раз уехал, несколько раз отсидел, причем такие сроки, что еще лет сто надо прожить… Одна девочка из Новосибирска меня спросила: «Правда, что вы умерли?» Я говорю: «Не знаю», — рассказывал артист на одном из концертов.

А ведь на самом деле Владимир Высоцкий не раз попадал в реанимацию. На его счету несколько автомобильных аварий и две клинические смерти. В гостях у актера Всеволода Абдулова 30-летний Высоцкий внезапно почувствовал себя плохо: пошла горлом кровь. Как позже написал в своем дневнике Золотухин,

«Скорая приехала через час и везти не хотела: боялись, что умрет в дороге».

Владимир Семенович умер в самый разгар Олимпийских Игр, проходивших в Москве. Советские власти всячески пытались скрыть этот факт от народа. О том, что страна лишилась великого поэта, артиста, барда и актера, свидетельствовали лишь два небольших некролога в газетах «Вечерняя Москва» и «Советская Россия» и скромное объявление над окошком кассы Театра на Таганке: «Умер актер Владимир Высоцкий». Тогда ни один человек не сдал обратно билет, сохранив его у себя как реликвию.

Через пару дней за публикацию заметки о смерти Высоцкого был снят с должности главный редактор «Вечерней Москвы». И несмотря на все препятствия, возле Театра на Таганке собралась огромная толпа, люди не расходились на протяжении нескольких дней. В день похорон многие стояли даже на крышах близлежащих зданий. Проститься с артистом пришли около 40 тысяч человек.

События в ночь смерти поэта

В столице СССР проводилась Олимпиада, и аптеки и больницы города оказались под строгим контролем. В ночь на 25.07.1980 Высоцкому было особенно плохо. Певец метался, кричал, пытался «утопить» «ломку» в спиртном. Рядом находились друзья, пытавшиеся облегчить состояние больного, успокоить его. Вскоре приехал Федотов. Он стал делать больному инъекции. Как потом говорили очевидцы, врач начал с наркотика, ненадолго облегчившего состояние певца, а закончил «лошадиными» дозами седативных средств.

Если верить официальным данным, Высоцкий умер от обширного инфаркта. Неофициальных версий несколько, причем ни у одной нет доказательств. Родные певца не согласились на вскрытие, видимо, боясь, что правда о наркозависимости Высоцкого окажется всем известна.

Смерть

Владимир Высоцкий, несмотря на уверенный вид и высокий рост, не отличался крепким здоровьем. Сложно сказать, были ли к этому врожденные предпосылки или роль сыграла склонность артиста к алкоголю. Высоцкий курил по пачке сигарет в день и много лет был зависим от алкоголя. Он был творческой личностью, но его произведения постоянно критиковали, давили и откладывали. При всем при этом он помог бросить или хотя бы закодироваться многим своим известным друзьям. Он ловил их по городу в периоды обострений, уговаривал, давал привезенные Мариной из Франции таблетки. Так он вытащил по меньшей мере Даля и Ливанова. Многие знакомые музыканта утверждают, что в последние годы жизни и сам Высоцкий перестал употреблять алкоголь.

Владимир Высоцкий | HitGid

Тем не менее, долгое время у Высоцкого были проблемы с сердцем и дыханием

Первый серьезный приступ произошел в 1969-м году. У Высоцкого пошла кровь горлом, скорую вызвала испуганная жена. По началу, врачи даже отказались госпитализировать музыканта, считая его случай смертельным, но Влади перегородила им дверь и угрожала дипломатическим скандалом. Высоцкого спасла настойчивость жены и то, что медики узнали известного певца и актера. Операция длилась 18 часов.

Алкогольная зависимость имела свои последствия, вызывая болезни почек и сердца. Врачи пытались бороться с особо тяжелыми состояниями веществами наркотического ряда. Неизвестно стало ли это причиной зависимости или музыкант сам решил, что наркотики помогут ему отказаться от алкоголя и справиться со своей болезнью, но факт остается фактом: к середине 70-х у Высоцкого развилась наркозависимость. Он постоянно увеличивал дозы морфия и амфетамина, к 1977-му Высоцки уже не мог жить без ежедневного употребления наркотических веществ. На тот момент музыкант уже был обречен, попытки лечение не возымели действия и Высоцкому предсказывали смерть в течение нескольких лет либо от передозировки, либо от абстиненции.

Владимир Высоцкий | ThePlaCe.ru

В 1979 в Бухаре Высоцкий возможно пережил клиническую смерть. Биографы до сих пор спорят насчет этого факта.

25 июля 1980 года Владимир Семенович Высоцкий скоропостижно скончался. Смерть наступила во сне в квартире, где проживал музыкант. Артист метался по комнате и сказал матери, что знает, что умрет в этот день. Он уснул только после укола успокоительного и умер во сне.

По просьбе близких вскрытие не проводилось, поэтому точная причина смерти Высоцкого так и не установлена. По нескольким источникам можно предполагать, что поэт, музыкант и талантливый актер умер от инфаркта миокарда или от асфиксии вследствие передозировки седативными средствами.

Друзья и супруга признавали, что Высоцкого убили наркотики, но опосредовано, передозировку никогда не упоминают в качестве вероятной причины смерти.

Пощание с Владимиром Высоцким | Русский Курьер

В газетах и по телевидению практически не афишировали смерть Владимира Высоцкого. Это произошло не столько из-за того, что он был неугодным власти поэтом, сколько из-за самой даты смерти. Высоцкий умер во время летней Олимпиады в Москве. Никто не хотел портить такое крупное международное событие некрологом. Сообщение о смерти актера вывесил в окошке кассы Театр на Таганке, и вокруг театра практически мгновенно собралась огромная толпа. Никто из купивших билеты на несостоявшиеся выступления Высоцкого не сдал их.

Информация о похоронах активно замалчивалась, но на прощание с музыкантом, казалось, пришел весь город. Как позже описала это Марина Влади, так не хоронили даже королей. Чтобы попасть на Ваганьковское кладбище гроб с Высоцким должен был проехать мимо Кремля. Официальные власти попытались смыть цветы и сбить портрет, чтобы не было видно, кого несут через центр Москвы, но до этого тихо скорбящая толпа грудь встала на защиту процессии. Люди зонтиками закрывали цветы, кричали на полицейских. Фотографии этого беспорядка обошли весь мир.

Пощание с Владимиром Высоцким | Русский Курьер

Для того, чтобы великого музыканта могли похоронить недалеко от входа, директору кладбища пришлось пожертвовать своей должностью. Могила Высоцкого оказалась просто завалена цветами. Поклонники гения не забывали о нем многие годы. До сих пор многие почитатели Высоцкого посещают его последнее пристанище и оставляют цветы. В 1985-м году стандартное надгробие сменил памятник музыканту. Статуя перекликается с его песней «памятник» и изображает человека, пытающегося вырваться из каменной оболочки и из цепей творческих канонов.

Музыкальное и литературное творчество

Высоцкий был широко известен в качестве исполнителя собственных сочинений под русскую семиструнную гитару. Обладал уникальным тембром голоса.

В 1961 году написал первую песню — «Татуировка».

В 1963 году начал записывать музыку в студии. С середины 1960-х вел концертную деятельность — сначала в составе группы артистов Театра на Таганке, затем — сольно. Первое публичное выступление состоялось 18 января 1967 года в ленинградском клубе самодеятельной песни «Восток».

Творчество Высоцкого отличалось разнообразием песенной тематики. Для раннего периода была свойственна опора на традиции городского романса. Высоцкий писал вариации на «дворовые», «блатные» темы («Я в деле, и со мною нож…», «Тот, кто раньше с нею был», «За меня невеста отрыдает честно», «Ребята, напишите мне письмо» и др.).

Затем в его репертуар вошли военные («Штрафные батальоны», «Песня о звездах», «Все ушли на фронт», «Братские могилы», «Он не вернулся из боя», «Письмо» и др.), лирические («Дом хрустальный», «Белый вальс», «Мне каждый вечер зажигают свечи…», «Здесь лапы у елей дрожат на весу…», «Баллада о Любви» и др.) и философские композиции («Кони привередливые», «Баллада о Времени», «О фатальных датах и цифрах», «Бег иноходца», «Две судьбы», «Притча о Правде и Лжи» и др.).

Он также исполнял песни про спорт («Профессионалы», «Песня о сентиментальном боксере», «Марафон», «Вратарь» и др.), шуточные и сатирические («Песенка о слухах», «Жертва телевидения», «Про Джеймса Бонда, агента 007», «Бал-маскарад», «Инструкция перед поездкой за рубеж, или полчаса в месткоме» и др.). В ряде песен были использованы сказочные мотивы: «Про дикого вепря», «Песня-сказка о нечисти», «Песня-сказка про джинна», «В далеком созвездии Тау Кита» и др.

В общей сложности Высоцкий написал более 600 песен. При его жизни было выпущено всего семь миньонов (небольших грампластинок) с различными записями, а также экспортная пластинка «Владимир Высоцкий поет свои песни» (1978). Высоцкий проводил концерты во многих городах Советского Союза, в 1970-х состоялись несколько зарубежных выступлений. По оценкам исследователей, в общей сложности он дал около 1 тыс. 500 концертов.

Также он был автором свыше 200 стихотворений. Среди наиболее известных — «Мой Гамлет» (1972), «Мой черный человек в костюме сером…» (1979) и др.

Высоцкий написал несколько прозаических произведений. В их числе: повесть «Дельфины и психи» (1968, первая публикация в СССР — 1989), «Роман о девочках» (1977, первая публикация в СССР — 1988), киносценарий «Венские каникулы» (1979, совместно с Эдуардом Володарским) и др. Во второй половине 1970-х в соавторстве с Леонидом Мончинским работал над романом «Черная свеча» (первая публикация в РФ — 1992).

В 1975 году в литературно-художественном альманахе «День поэзии» было размещено стихотворение Высоцкого «Ожидание длилось, а проводы были недолги», ставшее его единственной прижизненной поэтической публикацией.

В 1979 году Высоцкий стал одним из авторов самиздатовского альманаха «Метрополь», в котором были напечатаны тексты 18 его песен.

22 января 1980 года прошла его единственная прижизненная съемка на Центральном телевидении Гостелерадио СССР — для передачи «Кинопанорама». Однако запись была показана в эфире под названием «Владимир Высоцкий. Монолог» лишь в 1987 году.

Первый сборник поэтических произведений Высоцкого — «Нерв» — вышел в московском издательстве «Современник» в 1981 году уже после смерти автора.

Высоцкий являлся одним из наиболее известных исполнителей Советского Союза. Его творчество получило всенародное признание.

Музыка

Тексты к песням Владимир Высоцкий писал сам. Первые стихи Высоцкий написал еще в школе. Стихотворение «Моя клятва» молодой поэт посвятил Сталину и в лирической манере скорбел о смерти вождя. Первой песней сам Высоцкий называет «Татуировку», которая была исполнена в Ленинграде в 1961-м году. Эта песня начала в творчестве поэта цикл дворовых, «блатных» произведений.

Несмотря на заявления самого исполнителя, существует другая его песня, датированная годом раньше. Эта песня называется «49 дней». Она написана о подвиге российских солдат, которые дрейфовали по Тихому океану. Стихи были посвящены благородной теме, но это не заставило Высоцкого полюбить свое творение. Он называл эту песню пособием для халтурщиков и отзывался о ней очень негативно. По мнению автора, можно насочинять множество таких стихов, просто открыв рубрику актуальных событий в любой газете и переписав фамилии

Для поэта было важно пропускать творчество через себя, поэтому «халтурную» песню «49 дней» он не признавал

Авторское вдохновение Владимир Высоцкий черпал у Булата Окуджавы, которого до последнего дня своей жизни считал своим наставником. «Песня о Правде и Лжи» была посвящена именно ему. Писать музыку и тексты песен актер начал в 60-х годах. Первые слушатели не оценили «дворовые» мотивы музыканта, да и самому Высоцкому они не особо нравились. Как музыкант Владимир Семенович созрел немного позже. В 1965 году песня «Подводная лодка» стала знамением того, что юношеское творчество раннего поэта закончилось. Позже актер писал песни для кинолент, в которых снимался сам и принимал активное участие в их создании.

В 1968-м году вышла первая грампластинка с авторскими песнями Высоцкого. Это был сборник его песен к кинофильму «Вертикаль», включая впервые прозвучавшую в этой картине, а позже ставшую одной из визитных карточек музыканта «Песню о друге».

В 1975-м году впервые, и, как потом оказалось, в последний раз, в официальном советском сборнике было опубликовано стихотворение Высоцкого. Посчастливилось стиху «Из дорожного движения». В этом же году музыкант записал новую пластинку «В.Высоцкий. Автопортрет». Это был крупный сборник, с авторскими отступлениями перед каждой песней и аккомпанементом на трех гитарах. Но запись вышла лишь частично и только после смерти автора.

В 1978-м году Владимир Высоцкий получил высшую категорию вокалиста-солиста эстрады. Это показало, что Министерство культуры признает творчество Высоцкого и готово признать его профессиональным исполнителем.

Владимир Высоцкий | ТВ Центр

В 1979 году музыкант много гастролировал, он выступил в Нью-Йорке и Торонто. Песни Высоцкого настолько впечатлили слушателей, что в законопослушной Америке в том же году без разрешения самого певца вышла пиратская запись концерта с перепутанным порядком композиций.

В этом же году Владимир Высоцкий поучаствовал в создании известного самиздатного альманаха «Метрополь». Это было неподцензурное издание, сборник текстов тех авторов, которые не могли печататься официально. Всего вышло 12 экземпляров, но один из них кто-то смог нелегально вывезти в США, где альманах был опубликован официально.

Высоцкий продолжал гастролировать. Во Франции он познакомился с цыганским музыкантом, в дуэте с которым исполнил множество песен и романсов. Певцы планировали записать пластинку, но Владимир не успел этого сделать.

В последние годы жизни артист не переставал давать концерты. Он выступал в Ленинграде, Калининграде и Москве, продолжал играть Гамлета в Театре на Таганке.

В репертуаре музыканта и поэта более 600 песен, а также около 200 стихов. Его концерты посещали толпы поклонников. Творчество Владимира Высоцкого по сей день не теряет актуальности. Музыкант дал больше полутора тысяч концертов по всему миру. Еще при жизни Высоцкий выпустил 7 собственных альбомов и 11 сборников песен других музыкантов в его исполнении.

Точную дискографию всех альбомов и сборников, в которых участвовал Высоцкий, создать практически невозможно, так как их издавали в разных странах, изымали из продажи, переписывали. После смерти Высоцкого его песни продолжали выходить на пластинках.

Ампула в бедре

И вот однажды в программе «Прямой эфир» бывший участковый милиционер Павел Николаев, который проводил дознание по подозрению в убийстве Высоцкого, неожиданно заявил, что официального свидетельства о смерти Владимира Семеновича не было даже у его родных.

Похоронить известного всей стране человека без этого документа, да еще на престижном Ваганьковском кладбище, не могли, подумал я. И в книге биографа поэта Валерия Перевозчикова обнаружил свидетельство о смерти. Бумагу выдали в московской поликлинике № 174 аж через три дня после похорон Высоцкого — 31 июля 1980 года.

Читаю: «Причина смерти — острая сердечно-сосудистая недостаточность. Заболевание, вызвавшее или обусловившее непосредственную причину смерти — атеросклероз венечных артерий сердца. Причина смерти установлена врачом, установившим смерть».

В поликлинике мне дали телефон женщины, чья подпись стояла на документе. 90-летняя Лидия Сергеевна Семина когда-то работала участковым терапевтом и лечила Высоцкого.

Перед звонком размышляю. Если Лидия Семина подписала документ, то она должна была ставить посмертный диагноз только после вскрытия. Так положено по закону. Но ведь известно, что тело Владимира Семеновича не вскрывали…

— За все время после смерти Высоцкого меня о нем никто не спрашивал, — рассказала мне бодрым голосом пенсионерка. — На должности участкового врача-терапевта 174-й поликлиники я проработала 35 лет. В 2000-м ушла на заслуженный отдых. Могу сказать точно: в нашей поликлинике Владимир Семенович не лечился. У него были друзья врачи в 4-й градской больнице.

— Вы с ним даже не были знакомы?!

— Один раз он вызвал меня, как участкового, на дом. У него ведь была вшита ампула в ноге, на бедре (такие операции делают наркологи. — Б. К.), так вот это место нагноилось. Ему больно было ходить. Почему он вызвал именно меня? Ему нужен был больничный лист. А клинические врачи его выдать не могли. Мы с Владимиром Высоцким поговорили недолго. Осмотрела, померила давление и выписала больничный. Говорю: «Владимир Семенович, давайте я вам нашего хирурга пришлю. Будет вас долечивать». — «Нет, нет, нет! — прокричал он, — только вы!» Наше общение на этом навсегда закончилось.

— День смерти Высоцкого я, конечно, помню. А на следующее утро к нам в поликлинику, прямо на утреннюю пятиминутку в кабинет главврача пришли люди из Театра на Таганке. Кто именно, не могу уже сказать. Они стали просить руководство клиники выписать свидетельство о смерти Высоцкого без вскрытия. Ну, типа, учитывая его особые заслуги перед обществом и так далее.

— И бумагу все-таки выдали?

— Мы поначалу напряглись. Это же нарушение закона. Но главврач Иван Макарович Коротких всех сразу успокоил: «Не волнуйтесь. Справку сделаем». Завотделением Нина Самойловна Гал отправилась выписывать документ. Который, как и требовалось, подписали двое — она и главврач. Кстати, после Володиной смерти я часто бывала в его квартире. Долго лечила его маму Нину Максимовну.

— Лидия Сергеевна, а каким образом на врачебном свидетельстве о смерти могла появиться ваша подпись? Может, ее вас попросил поставить личный врач Высоцкого Анатолий Федотов?

— Посмертный документ Высоцкого я не подписывала! Как моя подпись могла там появиться, остается для меня загадкой. И моя ли она?.. Никакого Анатолия Федотова я не помню.

Попрощавшись с пенсионеркой, я поднял воспоминания Федоова, скончавшегося в 1992 году при странных обстоятельствах, а по официальной версии, покончившего с собой.

— Я ездил в поликлинику, — рассказывал он. — Мы это проделали гениально… Я говорю, что наблюдал… Что кандидат наук… Она — раз! И подписала… Свидетельство о смерти… Мы там написали… «Смерть наступила во сне… В результате абстинентного синдрома и острой сердечной недостаточности… Склероз венечных сосудов сердца…» Как без вскрытия? Я же долго лечил его… Наблюдал агонию… А было бы вскрытие, увидели бы следы уколов… А в карточке я написал: «Страдал хроническим алкоголизмом… Развилась миокардиодистрофия». Да, когда я оформлял свидетельство о смерти, заметил, что в карточке всего одна запись — Володя один раз обращался в поликлинику… Флегмона — подкожное заражение… Запись сделана примерно за месяц до смерти.

Загадка посмертного диагноза будоражит умы многих псевдовысоцковедов. Но тот же Анатолий Федотов однажды проговорился, что именно друзья пытались скрывать долгое время: «А вообще он умер от хронического алкоголизма, от абстинентного синдрома»…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector